Мои паломничества










На этой странице вы можете почитать мои рассказы (с фотографиями) о паломнических поездках, в которых мне посчастливилось участвовать. Самые удачные из фотографий (размерами 1600 х 1200) вы можете посмотреть на странице "Обои и фото".

Также рекомендую следующие сайты:
days.pravoslavie.ru - православный календарь
www.hristianstvo.ru - каталог православных ресурсов
www.cxolii.ru - паломническая служба "Ковчег"
www.radonez.ru - паломническая служба "Радонеж"
hram.codis.ru - храмы Москвы: список, поиск, на карте
www.wco.ru/biblio - библиотека православного христианина "Благовещение"
azbyka.ru - православная энциклопедия "Азбука веры"
apokalypsis.ru - библиотека работ, посвящённых Апокалипсису
www.zavet.ru - православный информационно-просветительский проект
www.ccel.org/contrib/ru/xml - библиотечка православной литературы для КПК
www.portal-credo.ru - портал credo.ru
www.religare.ru - портал Религия и СМИ

1 2

Антушково - Годеново - Переславль-Залесский

Моя первая паломническая поездка (от паломнической службы "Ковчег") состоялась 9 сентября 2005 года. В тот день мы посетили Антушково, Годеново и Переславль-Залесский.

Сначала состоялось посещение Антушково. Раньше на том месте было болото. И вот в 1423 году сошел с небес нерукотворный чудотворный исцеляющий Крест Господень! И глас с неба объявил волю Божию, что на этом месте должен быть построен храм. Поскольку строить на болоте невозможно, то строители стали размечать более пригодное место неподалеку. Снова тогда глас Господень прозвучал и объявил, что они поступают неправильно, нарушают волю Бога. И в том месте, где было угодно Господу, земля поднялась и образовался удобный для строительства холм. Там был построен храм, который стоит и по настоящее время. До революции в нем находился сошедший с неба крест Господень, а после его перевезли и спрятали в Годенове, где крест и находится сейчас.

Когда мы приехали на экскурсионном автобусе в Антушково, то увидели величественный храм, купола которого ярко блестели в лучах Солнца. Внутри храма стояла точная копия нерукотворного креста Господня, сошедшего на этом месте с небес в 1423 году.



Храм в Антушково

Следующим пунктом нашего назначения было Годеново, где в храме хранится за стеклом тот самый нерукотворный чудотворный исцеляющий Крест Господень. Мы поклонились этой великой святыне земли Российской!



Храм в Годеново, где находится нерукотворный Крест Господень

Далее мы поехали в Переславль-Залесский. В этом славном древнем городе находятся четыре монастыря. Целью нашего посещения был Никитский монастырь. Назван он в честь великомученика Никиты, хотя некоторые, если не знают, то полагают, что монастырь носит имя другого, намного более известного на Российской земле святого с таким же именем - Никиты Столпника.

В монастыре у нас состоялась монастырская трапеза, а затем мы осмотрели монастырь, поклонились мощам и веригам Никиты Столпника. Далее мы прошли пешком к оврагу, где Никита Столник ископал источник, ставший чудотворным. Каждый из нас троекратно, с молитвой и крестным знамением, окунулся в ледяную воду источника. После этого нужно было одеваться, не вытираясь, чтобы оставить на себе благодать Господню. Я оделся прямо на мокрое тело, и - о чудо! - моя одежда оказалась совершенно сухой.



Никитский монастырь (вид со стороны исцеляющего источника Никиты Столпника)

На этом программа поездки была исчерпана, и мы вернулись в Москву, полные необычайных впечатлений. Я спешил домой, чтобы поскорее посмотреть на большом экране компьютера фотографии, сделанные цифровым фотоаппаратом.

Селигер: Свято-Ольгинский монастырь - Нило-Столобенская пустынь

Моя вторая паломническая поездка состоялась через две недели после первой, 25 сентября.

Накануне вечером мы сели в экскурсионный автобус и всю ночь ехали в село Волговерховье, что находится в Осташковском районе Тверской области. Ранним утром, когда было ещё темно, мы прибыли в Свято-Ольгинский Верхневолжский женский монастырь (1909 г.). Обычно при слове "монастырь" нам представляются величественные крепостные стены, келейные корпуса для насельников… Но в Свято-Ольгинском монастыре ничего этого мы не увидели. Перед нами был небольшой действующий деревянный храм Николая Чудотворца, да стоящий неподалеку закрытый Спасо-Преображенский собор (1902-14 гг.).



Храм Николая Чудотворца



Спасо-Преображенский собор

Сначала была встреча с батюшкой в храме Николая Чудотворца, исповедь (у меня - первая в жизни), затем Божественная литургия и причастие. После службы мы посетили исток реки Волги, сделали фотографии. Эти чувства не передать словами… Вот оно, начало самой великой из русских рек! Исток представляет собой маленькое болото, из которого вытекает маленький ручеёк - это и есть Волга в самом начале своего долгого пути. Над этим болотцем поставлена часовня.



Исток Волги

Полные ярких впечатлений, далее мы поехали в Нило-Столобенскую пустынь. Находится этот монастырь на острове Столобный, что на озере Селигер. Когда-то на этом острове жил в отшельничестве Нил, славный своими великими подвигами и причисленный позже к святым. А позже на том месте основали монастырь, которому дали имя Преподобного Нила, Столобенского чудотворца.



Озеро Селигер



Один из храмов Нило-Столобенской пустыни

На острове Столобный была у нас монастырская трапеза и экскурсия по монастырю. Мы поклонились святым мощам, осмотрели постройки, набрали святой воды, сделали фотографии на память. Благодатно и интересно было на острове, но неумолимо бежало время, и наступила пора уезжать. Поехали домой в Москву через Ржев. К сожалению, на Рижском шоссе в двух местах был ремонт дороги, и поэтому мы надолго застряли в пробках. Домой приехал лишь в первом часу ночи.

Троице-Сергиева лавра - Гефсиманский скит - Гремячий ключ - Радонеж

Моя следующая паломническая поездка состоялась 4 июня 2006 года. Сначала мы посетили Троице-Сергиеву лавру, и в первую очередь поклонились мощам Сергия Радонежского. Набрали воды из источника, который когда-то забил по молитвам этого великого святого. Я походил и в окрестностях лавры, посетил Пятницкий колодец. Эта такая часовня, в которой бьёт родник Великомученицы Параскевы Пятницы. А через дорогу расположен и храм Параскевы.



Это я на фоне главного входа в Троице-Сергиеву лавру



А здесь хорошо видны Пятницкий колодец, храм Параскевы и далее - Троице-Сергиева лавра

Следующим пунктом нашего паломничества был Гефсиманско-Черниговский скит. Обычно, если мы слышим слово "скит", то представляем себе небольшой филиал монастыря. Но Гефсиманско-Черниговский скит представляет собой довольно большой монастырь с добротными крепостными стенами. Главной достопримечательностью скита является храм Черниговской иконы Божией Матери, в котором хранятся две святыни - Черниговская икона и мощи Варнавы.



Храм Черниговской иконы Божией Матери

Далее поехали на Гремячий ключ. Там выполнил троекратное омовение святой родниковой водой с молитвой и крестным знамением (в купальне нужно было не погружаться в ледяную воду, а вставать под падающую струю). Кроме нашей группы, там было множество других паломников.



На фоне часовни у Гремячего ключа

И последнее место - Радонеж, храм Преображения Господня. Внизу, за храмом, у речки, есть святой источник; те из паломников, у кого еще оставались пустые бутылки, набрали там святой воды. Но мы были в Радонеже очень недолго.



Храм Преображения Господня в г. Радонеже

Полные благодатных впечатлений от поездки по святым местам, мы возвратились в Москву.

Соловки

В сентябре 2006 года у меня начался отпуск. В воскресенье, 3 сентября, вечером я выехал в паломническую поездку на Соловки сроком на 1 неделю. Именно эта поездка произвела на меня самое большое впечатление!

В назначенное время я встретил на Ленинградском вокзале представителя от паломнической службы "Ковчег", который вручил мне и другим паломникам билеты на поезд "туда и обратно". Всего нас было шесть человек, но мы оказались не в одном вагоне, а распределены по составу. Ехал в сторону севера с трепетом, так как раньше севернее Тверской области нигде не бывал.

4 сентября провёл в поезде, который ехал в северном направлении по территории Карелии в Мурманск. Но нам нужно было выходить раньше, в городе Кемь. Поезд шёл 26 часов. Наконец, поздно вечером мы приехали. Город встретил нас дождем. На станции нас встречал послушник от Соловецкого монастыря с микроавтобусом типа "маршрутки". 20 минут мы ехали в посёлок Рабочеостровск до пристани, а рядом - подворье Соловецкого монастыря, где наша группа заночевала. Для ночёвки там были сооружены трёхъярусные нары, которые по сравнению с поездом показались мне очень даже удобными. И я прекрасно выспался после предыдущей беспокойной (из-за тряски) ночи в поезде. Дождь шёл всё время нашего пребывания в Кеми и посёлке.

Утром 5 сентября я вышел с подворья на берег и впервые увидел Белое море. Не передать словами, какие трепетные чувства мне довелось тогда испытать! У берега был полный штиль. А в 8 часов утра мы выехали на катере из Рабочеостровска в сторону Соловецкого архипелага. В трюме было тепло и сухо, поэтому под дождём на палубе никто не стоял. В открытом море штормило, так что пришлось мне ощутить, что такое морская болезнь. Но с Божьей помощью перенёс и это неудобство.

Через 3 часа пути катер подошёл к причалу возле знаменитого Соловецкого кремля. Еще с борта катера мы начали с большим интересом рассматривать этот необычный архитектурный ансамбль. Нас встретила наша руководительница группы. Сначала был обед, затем - размещение. Я поселился в частном секторе.

Частный сектор на Соловках оставляет желать лучшего. Население посёлка - 1500 человек летом и 500 человек зимой. Есть несколько добротных домов, но многие живут в деревянных бараках, которые мало-помалу деформируются, кренятся, разваливаются. В магазинах есть все товары повседневного спроса, но за серьёзными покупками (мебель, телевизор и т.п.) нужно отправляться на Большую Землю. Горячего водоснабжения нет, поэтому жителям приходится привозить и устанавливать электроводонагреватели.

Паломничество для малообеспеченных граждан подразумевает спартанские условия проживания, без ванны и душа. Есть в посёлке места в коттеджах для среднего класса, где удобств больше (душ есть), но стоят они вдвое дороже. А есть и особо комфортная гостиница для министров и олигархов, где номер стоит от 3500 до 9000 рублей в сутки (а может, и больше).

Далее у нас была очень интересная обзорно-познавательная экскурсия по Спасо-Преображенскому монастырю. Свою историю монастырь отсчитывает с 1429 года, когда на остров в поиске уединённой жизни прибыли и поселились преподобные Герман и Савватий. До этого острова нередко посещали рыбаки (от них иноки узнали об архипелаге необитаемых островов), а ещё раньше язычники устраивали свои религиозные служения (так что место оказалось "намоленным"). Осмотрели мы храмовый комплекс, все храмы которого нуждались в ремонте. Затем посетили башни кремля и казематы в них, в которых в царские времена содержались узники. Самым знаменитым заключённым являлся последний кошевой атаман Запорожской сечи Кальнишевский П.И. Родился он в 1690 году, то есть ещё при Петре I. После разгрома Сечи в 1775 году по приказу императрицы Екатерины II старый атаман был отправлен в пожизненное заключение на Соловки. Содержался в каземате в Белой башне, из маленького окошка открывался унылый вид на кладбище. В 1801 году по приказу Александра I был освобождён, но уехать отказался и жил на Соловках до самой смерти в 1803 году. Прожил 112 лет.



На фоне Соловецкого кремля и Святого озера



На территории Соловецкого монастыря

Вечером мы отправились на службу. Поскольку ни в одной церкви храмового комплекса служить было невозможно, то все богослужения проводились в храме Святителя Филиппа, который был встроен в комплекс братских корпусов. В середине службы мы должны были сделать перерыв и сходить на ужин в кафе "Кают-компания", а затем вернуться и дослушать. И только после этого разошлись по домам отсыпаться после насыщенного дня.



На фоне монастырской стены и Белой башни

6 сентября получился у меня очистительным днём. Сначала я исповедался и причастился. Затем был завтрак и поход на катере на Большой Заяцкий остров. Зайцев мы не видели, хотя они там есть. Осмотрели природу (тундровую и лесотундровую растительность), знаменитые лабиринты. Под конец я набрал воды из святого источника.



Тундровая растительность Большого Заяцкого острова

После был обед, небольшая прогулка и мы отправились на службу, где читали акафист Соловецким святым. После этого поздно вечером я совершил в одиночестве омовение в ледяной воде Святого озера. Как и раньше, оделся прямо на мокрое тело, не вытираясь. И пошел домой сухим, ощущая приятное тепло.

7 сентября. Сначала - на утреннюю службу, затем мы собрались у Никольской башни кремля и с другой группой паломников отправились в автобусную экскурсию. Вначале мы посетили Секирно-Вознесенский скит (правильно он называется "Свято-Вознесенский скит на горе Секирной"). Это единственный в России храм-маяк, который ещё в XIX веке светил паломническим кораблям. Гора получила своё зловещее название ещё в XV веке, после того как два ангела высекли рыбачку за появление на горе, которая была предназначена Богом под скит. В годы ГУЛага гора оправдала своё название тем, что там располагалось самое страшное место на Соловках - штрафной изолятор.



У Секирно-Вознесенского скита



Красива природа Соловков!

Следующим местом посещения был Ботанический сад (Макарьевская пустынь). Еще в XIX веке в теплицах там выращивали виноград, арбузы, дыни. Сейчас там растут много небывалых для Севера растений, но только такие, которые могут пережить суровые зимы. Теплиц давно нет.



Наша группа в ботаническом саду Соловков



Пихта сибирская, посаженная принцем Чарльзом в 2003 году

И последняя достопримечательность той экскурсии - Филипповские садки. Это естественные морские заливы, отделённые от Белого моря невысокими дамбами и предназначенные для содержания морской рыбы.



Рукотворная дамба Филипповских садков



Та же дамба, продолжающаяся на суше

После обеда лишь трое самых выносливых из нашей группы пошли в пешеходную экскурсию к переговорному камню. Он представляет собой лежащую на берегу моря гранитную плиту с выбитым на ней историческим текстом. На этом месте в годы войны (1854 г.) прошли переговоры с вражеской эскадрой англичан.



Такими раньше были водопроводные трубы - деревянными

Вечером была служба с елеопомазанием, ужин и сбор вещей к завтрашнему дню - последнему дню на Соловках. Быстро пролетело столь интересное время!

8 сентября встал я очень рано - в 4.35. Быстро собрался и пошёл к общежитию, где разместились наши паломницы. Оставил у них в комнате свой рюкзак, и мы вышли встречать автобус до Долгой губы. Вскоре подошёл ПАЗ, полный монахов. Это была братия из молдавского монастыря; они совершали паломничество по святым местам России.

Когда мы ехали по грунтовой дороге, проложенной ещё при Иване Грозном, автобус очень сильно трясло на многочисленных ямах и ухабах. Так что мы были потрясены поездкой и в прямом, и в переносном смысле. Хорошо, что путь был недолог.

Далее было полуторачасовое морское путешествие к острову Анзер на двух катерах, так как народу было много. И хотя по берегам был штиль, в открытом море был небольшой шторм.

Придя к мысу Кеньга, катер бросил якорь метрах в 300 от берега, так как не было причала. На берег мы переправлялись в шлюпке по 5 человек за одну ходку.

На берегу Анзера была тундра, а в глубине острова, где нет сильных ветров, обычный лес (берёзы, ели). Сначала мы посетили Свято-Троицкий скит (в том году он был непригоден для проживания, и там никто не жил), затем - гору Голгофу, которая расположена на одном (36-ом) меридиане с Иерусалимской Голгофой. У подножия Голгофы расположен маленький храм, а выше - часовня, где были обретены мощи святого Петра Воронежского. Так Голгофа оправдала своё зловещее название - в годы ГУЛага немало невинных людей приняли там мученическую смерть.



Свято-Троицкий скит

Поднявшись вверх, мы увидели знаменитую березу-крест (ныне дереву около 100 лет), затем поднялись к строящемуся новому Голгофо-Распятскому скиту на вершине горы. В силу такого названия иноки этого скита постоянно живут по правилам строгого поста Страстной пятницы. Многие не выдерживают такого подвига и уходят обратно в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь.

Жить на Анзере кому бы то ни было запрещается, кроме нескольких иноков. И ещё трудники живут там некоторое время летом - строят и реставрируют. Посещения острова разрешены только в составе организованных групп и лишь два раза в неделю. В силу этого природа на Анзере практически нетронутая, и питьевую воду берут прямо из озера; вода там вкусная и мягкая, настоящая святая вода. Паломники набрали себе воды для питья из Голгофского озера.



Гора Голгофа

Далее была посадка на катера с помощью шлюпок, и по спокойному морю мы пошли обратно в Долгую губу. После высадки мы как можно быстрее отправились пешком в посёлок. Быстро поели в кафе "Кают-компания", которое стало для нас родным за эти дни. Заскочили в общежитие за вещами - и на пристань. Одна из паломниц нашей группы осталась ещё на три дня согласно заранее приобретённой путёвке. Руководительница провожала нас, и я отдал ей бутылку воды с Анзера. Сели на катер, который пошёл в Рабочеостровск. С борта мы провожали взглядом Соловецкий кремль, который постепенно удалялся. Нас сопровождали чайки-попрошайки, и пассажиры кормили их хлебом и печеньем.

В 22 часа катер пришёл в Рабочеостровск. Материк снова встретил нас дождём. На подворье мы переночевали, а утром послушник на "маршрутке" доставил нас на станцию города Кеми. Уезжая, я думал о том, что когда-нибудь снова вернусь на Соловки, но уже на более продолжительный срок пребывания. Все мы (5 человек) дождались поезда, сели в один вагон, но места были не рядом. Поскольку вначале вагон был полупустой, то мы без проблем ходили друг к другу в гости и трапезовали вместе. Постепенно люди стали подсаживаться, и к вечеру вагон был почти полон. Доехал я очень хорошо, так как и другие попутчики оказались приятными людьми. Переночевал - и в 11 часов утра был в Москве. Сразу домой - мыться и "стираться".

www.solovki.ru - сайты, посвящённые Соловкам
www.solovki.ca
www.solovki.info

Муром - Дивеево - Арзамас

Через неделю после паломничества на Соловки, а точнее - 16-17 сентября, состоялась поездка в Дивеево. Отъезд состоялся поздно вечером 15 сентября. Когда я приехал на место сбора, там уже была большая толпа паломников. Поэтому было подано два экскурсионных автобуса, и получились как бы две независимые параллельные паломнические группы. Моя знакомая матушка из Соловецкой церковной лавки собрала большую команду - 12 человек.

Всю ночь мы ехали в Муром. Пытались спать, но спали очень мало и плохо. Ночь была ясная, поэтому воздух сильно выхолодился.

В Муром мы прибыли ещё затемно, до открытия монастырей и храмов. Далее мы побывали в Благовещенском мужском монастыре (поклонились мощам св. князей Константина, Феодора и Михаила), затем в стоящем рядом с ним Свято-Троицком женском монастыре (мощи св. Петра и Февронии) и в храме Святителя Николая над обрывом берега Оки (мощи Иулиании Лазаревской). Этот храм в просторечии называют "Никола Мокрый".



В Благовещенском мужском монастыре, г. Муром



На фоне Свято-Троицкого женского монастыря, г. Муром

Муром стоит на Оке, причём река является естественной границей Владимирской и Нижегородской областей. Сам же город расположен строго на одной стороне Оки - целиком во Владимирской области. Мост на другую сторону - понтонный, причём пассажиры автобуса должны переходить по мосту пешком, а автобус в это время, соответственно, порожняком. Мы переправились таким образом в Нижегородскую область и поехали дальше - в Дивеево.

Приехав на место, мы сначала заехали на купальню батюшки Серафима Саровского. Она представляет собой пруд, который заполняется водой из источника Преподобного Серафима. На берегу есть шесть закрытых купален, но они маленькие и тесные, а также несколько открытых лесенок-сходень. Вода в купальне кристально чистая. Там я принял омовение с трёхкратным окунанием с головой в ледяной воде. Народу было очень много, так как, кроме нас, прибыли и другие автобусы с паломниками.

Далее мы вернулись в Дивеево и сначала разместились в частном секторе. Я присоединился к небольшой группе. Их было четверо (три девушки и один парень), а предоставляемая комната была рассчитана на пять человек. Мы поселились в комнате частной квартиры двухэтажного многоквартирного кирпичного дома. Ночлег для паломников в Дивеево стоит 150 рублей с человека за ночь. Оставив ненужные вещи дома, мы отправились в знаменитый женский Серафимо-Дивеевский монастырь. Мои спутники оказались молодыми выпускниками по специальности что-то вроде религиоведения, так что был понятен их паломнический интерес. Точно я не их спрашивал, где учились, да и не существенно. Особенно их профессионализм чувствовался тогда, когда они нараспев исполняли молитвы.

В монастыре мы сначала поклонились мощам святых и особенно - мощам Преподобного Серафима Саровского. Поскольку паломников прибыло много, то большой Троицкий собор оказался забит людьми, и я предпочёл выйти на улицу. Служба планировалась до 8 часов вечера, а затем - трапеза. Светло-зеленый храм на фото ниже - это и есть Троицкий собор, в котором покоятся мощи Серафима Саровского.



В Серафимо-Дивеевском монастыре

В ожидании трапезы у меня было много времени, так что обошёл весь монастырь и вокруг, в т.ч и выяснил кратчайший путь от монастыря до места ночлега. Прошёл вдоль знаменитой Богородичной канавки, осмотрел лиственницу цесаревича Алексия. Это дерево было посажено в честь первой годовщины цесаревича, то есть в 1905 году. Кора этой лиственницы на срезе имеет цвет запёкшейся крови, и смола - тоже. Других подобных деревьев в природе не найдено. На лиственнице и оградке повешены иконы царской семьи, служатся молебны. На фотографии видна доска с текстом для молящихся. Конечно, я не смог пройти мимо, чтобы не прочитать этот молебен полностью.



Возле лиственницы цесаревича Алексея

Посетил кладбище монастыря. Самая знаменитая из насельниц - Паша Саровская - прожила 120 лет (1795-1915). Эти годы жизни указаны на могильном кресте. В 2004 году она прославлена в лике Святых, и мощи находятся в раке, в Казанском храме Серафимо-Дивеевского монастыря.

Наконец состоялась трапеза. Я получил тарелку гречневой каши, хлеб и чай, и, наконец, присел, а то ноги сильно устали. Несмотря на прохладный вечер, трапезовали мы в летней трапезной на открытом воздухе. Встретил на трапезе нужную мне четвёрку паломников и повёл их домой кратчайшим путём. По пути я прикоснулся рукой к старой каменной кладке и сказал своим спутникам, что это тоже памятник архитектуры - остатки прежней монастырской стены. До революции обитель имела гораздо больше земли. Но та старая стена находится теперь на частных земельных участках, и вернуть монастырю землю вместе со стеной, как было раньше, нет никакой возможности. И лиственница цесаревича Алексея оказалась за пределами нынешней территории монастыря.

Мы вернулись домой кратчайшим путём, который я разведал днём. И сразу завалились отсыпаться после предыдущей, почти бессонной ночи.

Утром наша паломническая группа собралась в условленном месте, и мы выехали из Дивеева. В Арзамасе автобус припарковался на Соборной площади, которая получила своё название по Воскресенскому собору. На той же площади находится главное строение Николаевского женского монастыря, которое представляет собой два храма - один над другим. Нижняя часть называется храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих радосте", а верхняя - храм Богоявления Господня. Рядом пристроена трапезная, где мы позавтракали. Там же подкармливают и представителей местного "дна" - бомжей, алкоголиков и попрошаек.

В нижнем храме мы исполнили акафист чудотворной иконе "Избавление от бед страждущих", а затем пошли в Воскресенский собор поклониться Нерукотворному кресту. Их всего два в России. И оба мне посчастливилось увидеть воочию! Один находится в Арзамасе, а другой - в Годеново, где я был годом раньше.



На фоне двухэтажного храма. Г. Арзамас, Соборная площадь



На фоне Воскресенского собора, г. Арзамас, Соборная площадь

На этом паломническая программа была выполнена, и мы поехали в Москву. Сначала - в Муром с пешей переправой по тому же понтонному мосту, затем - в сторону Владимира. До Владимира мы чуть-чуть не доехали и свернули на автомагистраль в сторону Москвы. Из-за пробок на пути к Москве наша дорога затянулась, и домой приехал лишь в первом часу ночи.

Храмовая архитектура Дивеева намного более красивая, чем на Соловках, но всё же Соловки понравились мне больше. Есть у них какое-то своё, особое очарование!

www.4udel.nne.ru - официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря

Оптина пустынь - Шамордино - Свято-Пафнутиев Боровский монастырь

10-11 мая 2008 года состоялась паломническая поездка в Калужскую область по маршруту: Оптина пустынь - Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь в Шамордино - Свято-Пафнутиев Боровский мужской монастырь.

В 8 часов утра автобус с паломниками (не было ни одного свободного места) выехал в сторону Оптиной пустыни. Мы ехали более 4 часов. В дороге наша руководительница группы поведала нам историю тех мест, которые мы будем посещать.

Наконец мы приехали. Монастырь встретил нас дождём, но довольно быстро погода улучшилась: дождь перестал, небо начало проясняться.

Сначала мы разместились в новой паломнической гостинице. В каждом номере - по три двухэтажных кровати, т.е. комнаты рассчитаны на шесть человек в каждой. Мы оставили походные сумки и пошли в Иоанно-Предтеченский скит. Сам скит, поскольку он действующий, был закрыт для посещения, так что мы смогли осмотреть лишь каморку старца Амвросия, в которой он принимал людей и давал духовные советы.



Надвратная колокольня Иоанно-Предтеченского скита и каморка старца Амвросия

Затем была трапеза - простая, но очень вкусная: рассольник, каша, хлеб, натуральное молоко со своего подворья.

После трапезы мы ходили на источник св. Пафнутия. Спутники почему-то сочли меня самым опытным и предложили опуститься в купель первым, чтобы я показал пример. Я согласился и троекратно окунулся, как полагается.

Вернувшись в монастырь, мы осмотрели местные достопримечательности - колокольню, соборы, церковные лавки, некрополь. Могилы трёх монахов, убиенных на Пасху 1993 года, теперь находятся в отдельной новой часовне. Так было сделано из-за невероятного паломничества к ним.

Потом была длительная вечерняя служба в Казанском соборе, которая шла 4 часа. По окончанию - исповедь. И, наконец, вечерняя трапеза.



Главные врата Оптиной пустыни, колокольня, Казанский собор (одноглавный) и Введенский собор (пятиглавый)

Рано утром, в половине пятого, дежурные подняли всех в гостинице звоном в колокольчики. В пять утра открылись ворота монастыря, и паломники устремились во Введенский храм на Литургию, которая, впрочем, началась лишь в шесть часов утра. На той службе я и причастился.

Затем у нас было больше часа свободного времени. Я сделал фотографии, обошёл вокруг монастыря. Наконец все собрались и мы поехали в Шамордино.

Главное здание в Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордино - Казанский собор, который является одним из самых больших храмов России. Мы так же спустились на источник, набрали воды. Конечно, посетили Казанский собор, поклонились иконам. Большое умиление у всех вызвали котята, которых предлагали забрать всем желающим.



В Шамордино: водонапорная башня, трапезная, и далее - Казанский собор

Наконец, последним нашим местом паломничества был Свято-Пафнутиев Боровский мужской монастырь, расположенный недалеко от Балабанова, то есть недалеко от границы с Московской областью. Своего рода анти-достопримечательностью является здание школы, построенное в годы Советской власти, когда монастырь был закрыт и передан на нужды образования. Сейчас поставлен вопрос о сносе этого здания и строительстве на его месте храма. Посетили мы главный храм монастыря - Рождества Богородицы.



Собор Рождества Богородицы Свято-Пафнутиева Боровского монастыря; на заднем плане справа видна неуместная школа

После этого мы сели в автобус и поехали домой, полные впечатлений от двухдневной поездки с посещением трёх святых мест Калужской области.

www.optina.info - официальный сайт Оптиной пустыни

Кострома - Нерехта

23-24 августа 2008 года у меня состоялась паломническая поездка в Кострому. Утром мы собрались возле станции метро "Проспект Мира" и на туристическом автобусе отправились в путь - через Мытищи, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль. Всего было около 330 километров пути, которые мы преодолели за пять с половиной часов.

Наконец автобус выехал на мост через Волгу. И уже тогда я с моста увидел вдалеке Ипатьевский монастырь, который легко узнал по фотографиям из Интернета. Сначала у нас был обед, а затем мы поехали на первую экскурсию.

Так уж получилось, что наше путешествие совпало с праздником - днём города Костромы. Правда, нас это совсем не обрадовало, поскольку многие улицы оказались перекрытыми и проехать к нужному месту оказалось затруднительно. Но всё же мы добрались до первого пункта назначения - Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря.

Я давно хотел побывать там, поскольку с этим местом связано начало правления династии Романовых. Центральным местом в монастыре является златоглавый Троицкий собор. С большим благоговением мы осмотрели монастырь, собор, послушали хор и, наконец, побывали в музее. На тот момент в монастыре было много экскурсантов.



Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Большое количество экскурсантов

Далее мы отправились в Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, что находится неподалёку от центральной части города. Там находится Феодоровская икона Божией Матери, которая считается самой главной православной святыней Костромы.



Возле Богоявленско-Анастасиина женского монастыря

Следующим пунктом нашего путешествия стал храм Воскресения на Дебре, где мы слушали вечернюю службу. Называется он так, потому что раньше на том месте глухие дремучие леса на берегу Волги - дебри. После службы был ужин. Разумеется, постный, поскольку шёл Успенский пост. И, наконец, размещение в гостинице "Кострома". Я отлично выспался в отдельном номере.



Храм Воскресения на Дебре

На следующий день у нас было запланировано посетить два места. Сначала мы отправились в Нерехту, в Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь, как раз к началу Литургии. После службы мы посетили источник рядом с монастырём, прошлись босиком по поросшей травой горке рядом с источником.



Возле целебного источника Св. Пахомия



Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь

Затем была монастырская трапеза, и мы поехали дальше - в село Тетеринское, что находится близ Нерехты. Нашей целью был женский монастырь, который называется Успенская Тетеринская пустынь. Главным храмом является Успенская церковь, которую вполне можно назвать яркой жемчужиной, затерянной в дремучей глубинке. Одних только чудотворных икон там находится семь!



Успенская церковь Тетеринской пустыни

Полные ярких впечатлений от увиденного, мы возвращались домой. Нам предстоял неблизкий путь. Но доехали мы отлично, и даже немножко раньше намеченного времени. А я выполнил давнишнюю мечту - увидеть Ипатьевский монастырь.

Валаам

Через две недели после выезда в Кострому состоялась следующая паломническая поездка - на остров Валаам. Только на самом деле это не остров, а целый архипелаг на Ладожском озере.

5 сентября я собрал вещи, приехал на Ленинградский вокзал, сел в поезд. Всю ночь мы ехали, а утром в 5 часов утра прибыли в Санкт-Петербург. У меня получился час времени до встречи паломников, но посмотреть город было невозможно, так как было совсем темно.

После 6 часов утра наша паломническая группа сформировалась, и нас оказалось 44 человека. Были там и питерцы, а также москвичи от разных паломнических служб. Далее прибыл туристический автобус, и мы поехали в Приозёрск. Это около 130 км от Петербурга. Там мы пересели на судно на подводных крыльях класса "Метеор". Погодные условия были относительно хорошими, волны небольшими, так что за час с небольшим "Метеор" дошёл до Валаама.



На фоне Ладожского озера

После высадки на пристани у нас сначала была монастырская трапеза. Ели мы с одноразовой посуды, что удивило меня - в других монастырях подобного не наблюдал. Затем нас разместили в гостинице "Мансарда". И началась основная программа.



На фоне Спасо-Преображенского собора. Слева - храм Валаамской иконы Божией Матери

Сначала была обзорная экскурсия по монастырю с посещением величественного Спасо-Преображенского собора - главного храма на острове. Затем была довольно насыщенная программа: сначала Смоленский скит, затем скит Всех Святых, вечерняя трапеза и служба в соборе.



У Смоленского скита



Скит Всех Святых

Наутро наши с трудом поднялись к Литургии, которая началась в 8 часов. Затем был краткий осмотр старого кладбища и хозяйственных построек монастыря. Потом - трапеза и пеший поход на Никитский скит. Заключительным пунктом нашего осмотра было новое кладбище, расположенное в лесу в стороне от монастыря. Напоследок нам было предоставлено часа полтора свободного времени. Но все были уже такие уставшие, что предпочли посидеть-полежать в гостинице.



Никольский скит

В шесть часов вечера мы сели на "Метеор" и отправились в Приозерск. Погодные условия были отличными - полный штиль. А то ведь шторм на Ладоге - явление нередкое.

В Приозерске мы пересели на туристический автобус и без задержек выехали в Санкт-Петербург. Автобус подвёз нас к Московскому вокзалу. На следующий день утром поезд без опозданий прибыл в Москву.

www.valaam.ru - официальный сайт Валаамского монастыря



Счётчики
установлены
19.04.2006 г.

Рейтинг@Mail.ru



здравый взгляд на здоровье
Hosted by uCoz